«Ты все понял?» или Светлое будущее электронной коммерции

Написано специально для веб-репортажа с фестиваля Интернить’2000.

Итак, третий день фестиваля. День, прошедший под знаком электронной коммерции. День, полный оптимистических прогнозов и радужных ожиданий.

Если создание контент-проектов участниками фестиваля рассматривалось как преимущественно затратное, работающее если не в убыток, то на пределе самоокупаемости, а привлечение серьезных инвестиций в российский интернет-бизнес оценивалось весьма осторожно, то обсуждение проблем электронной коммерции оказалось куда более продуктивным. По крайней мере, складывалось впечатление, что это сегодня единственная область рынка высоких технологий, дающая реальную прибыль.

Объяснить подобный парадокс не составит особого труда: электронная коммерция развивается за счет электронной коммерции, как бы странно это ни звучало. Плата за участие в системах, автоматизирующих работу предприятия по проведению платежей, переговорам с поставщиками и клиентами, осуществлению корпоративной торговли через Интернет несопоставима с получаемой отдачей. Более того, эта сфера бизнеса в России имеет уже почти пятилетнюю историю, а первые серьезные разработки стали применяться и того раньше. Именно здесь новейшие технологические решения внедряются в первую очередь. Немаловажно и желание большинства компаний, ведущих традиционный бизнес, подключиться к бизнесу электронному уже сегодня.

Из докладов на Интернити:

«Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что электронная коммерция в России вышла из стадии младенчества и постепенно превращается в инструмент эффективного ведения бизнеса, все в большей степени используемый традиционными компаниями.» Андрей Мамыкин.

«Использовать новые технические и технологические достижения, значительно снижающие затраты взаимодействия на этапах поиска товаров, согласования условий сделок и планировании и контроле поставок может любое предприятие.» Сергей Жуков.

Под электронной коммерцией понимается довольно широкий спектр деловой активности. Толкований самому термину придумано достаточно и вот одно из них: «электронная коммерция — это покупка и продажа товаров и услуг электронными средствами; это русло для финансовых потоков в Internet; это новые методы торговли, которые позволяют управлять ими и со стороны потребителя и со стороны продавца; это новый канал ведения бизнеса, который предполагает формирование новых отношений между покупателем и продавцом.» (Обсуждение проблем развития электронной коммерции на выставке COMDEX // Инфоарт)

Собственно говоря, в том, что будущее — за электронной коммерцией, уже практически никто не сомневается. Более того, большинство экспертов сходятся в одном: в самое ближайшее время вести серьезный бизнес не прибегая к высоким технологиям будет невозможно.

Основы электронной коммерции:

Технологии электронной коммерции постоянно меняются. Компании, рассматривающие электронную коммерцию только как дополнение к уже имеющимся у них способам ведения бизнеса, рискуют получить лишь частичную выгоду. Главные преимущества будут иметь фирмы, решившие изменить организацию и бизнес-процессы таким образом, чтобы полностью использовать возможности электронной коммерции.

И все же, интернет-компании, развивающие электронную коммерцию, встречают ряд немаловажных проблем: это и несовершенство законодательства, и проблема защиты передаваемой через интернет информации, и вопросы организации платежей, и многие другие, понятные только профессионалам этого бизнеса вопросы. По сути, каждой компании приходится искать собственные решения, ибо здесь пересекаются корпоративные интересы. Впрочем, это уже рутина.

Главное, что у профессионалов, ведущих конкурентную борьбу на рынке высоких технологий, представления об организации работы компании, работающей в сфере электронной коммерции, схожи. Значит, рано или поздно, несмотря на конкуренцию, указанные выше проблемы будут решены. К тому же, форумы, подобные «Интернити» — замечательный повод обсудить накопившиеся вопросы в узком кругу посвященных.

Между тем, покупателю в интернет-магазине или директору компании, ведущей традиционный бизнес и только вступающему на путь электронной коммерции существующие проблемы неведомы. Здесь работает совершенно другой критерий: спросом пользуется только та система электронной коммерции, которая предоставляет максимальный уровень сервиса, и гарантирует клиенту защиту конфиденциальной информации.

Очевидно, схожими представлениями в итоге руководствовалось и жюри фестиваля, в номинации «Товары и услуги, в том числе электронная коммерция» присудив первое место сайту, дающему наибольший уровень сервиса — beep.ru, и лишь затем уделив внимание электронным сервисам интернет-магазинов. Не менее интересно выглядят и призовые места в номинации «Финансы и экономика», но опять же на первом месте оказался информационно-сервисный «Финмаркет», и лишь затем непосредственно относящаяся к электронной коммерции система PayCash.

Таким образом, итоги фестиваля вновь подтвердили, что побеждает не тот, чья система «круче», а тот, кто думает о конечном потребителе. Впрочем, это общее правило и для любой другой сферы деятельности.