«Ты все постиг?» или Как найти выход из информационного болота?

Написано специально для веб-репортажа с фестиваля Интернить’2000.

Чем больше сайтов, тем выше энтропия и степень
загаженности информации. Поэтому любой проект,
направленный на снижение того и другого в Интернете,
имеет шанс на востребованность и процветание…
Андрей Травин

Постичь все невозможно. Пожалуй, с этим утверждением согласится любой. Тем не менее, человеческое существо так уж устроено, что помимо необходимости поспать и поесть, оно еще и остро нуждается в информации. Откуда возникает подобная потребность? Пожалуй, за ответом на этот вопрос следует обратиться к профессиональному психологу. Видимо, «что-то такое» в этом есть, раз уж первый день «Интернити» был главным образом посвящен этой особенности Homo Sapiens’ов.

Три вечных вопроса любого изголодавшегося по информации — «Что?», «Где?», «Когда?» — на профессиональном языке «интернетчиков» именуется просто — «контент». Это емкое иностранное слово давно уже стало притчей во языцех. По крайней мере, как только интернет стал всеобщим достоянием, то тут, то там от лица «сетевой общественности» стали появляться призывы «плодить контент». Несмотря на то, что долгое время никто не мог точно сказать, что же такое этот «контент» и с чем его едят применительно к Сети, отклик на эти призывы последовал незамедлительно. К примеру, «Библиотека Мошкова» сразу стала достойным ответом на потребность в информации, и все же если «Библиотека» изначально имела понятную структуру и продуманный механизм взаимодействия с посетителем, то в большинстве других случаев ситуация напоминала огромную помойку, где пользователь был уподоблен нищему, тщетно пытающемуся откопать что-то стоящее. Поисковые роботы, безусловно, стали незаменимыми помощниками на службе конечного потребителя, хотя и не сняли саму проблему, ибо если и можно описать сущность Интернета одним словом, то лучшего термина, чем «энтропия» подобрать невозможно, и это касается любого сегмента Сети.

Как бы то ни было, но с помощью поисковых роботов найти искомую информацию все же не составляет особого труда. Совсем другое дело — актуальные новости, а также их подача на специализированных новостных сайтах. Роботами в данном случае уже не обойтись.

Как справедливо заметил в своем сегодняшнем выступлении Антон Носик, проблема современного потребителя информации состоит не столько в том, что он может не найти или «недополучить» то, что его в данный момент интересует, сколько в том, что итоговый результат является выжимкой нескольких десятков, а то и сотен сообщений, полученных в течение суток.

Каким бы структурированным и продуманным ни был новостной или просто информационный сайт, необходимо понимать одно: потребитель просто физически не успеет прочитать все опубликованные материалы. Тут недалеко и до нервного срыва: человек не выдерживает того объема информации, который он вынужден критически просеивать. Робот за него этого не сделает, как, впрочем, не сделает до конца и редактор электронной ленты новостей. Однако, в последнем случае можно все же добиться того, чтобы придя на сайт за информацией потребитель нашел выход из информационного болота.

В выступлении Антона Носика несколько раз прозвучала фраза «уникальное торговое предложение», относящаяся не столько к самому проекту Lenta.ru, сколько к способу представления актуальной информации в Интернете. И в самом деле, в условиях постоянно растущего объема информации наступило время спроса на новостной поток, пропущенный через «оценщика» — что действительно актуально в данный момент, насколько надежен источник информации, кому нужна определенная информация в конце концов? Это серьезная журналистская работа, являющая собой борьбу с энтропией в чистом виде.

Этот подход, как нам кажется, должен применяться не только на сайтах подобных Lenta.ru, но и в целом во всех контент-проектах. Время «плодить контент» только для того, «чтобы было» уже прошло. Нужно понимать и уважать своих читателей. Последнее, как показывает практика, приводит в конце концов к успеху, уважению и первым позициям в сетевых рейтингах.

Подытоживая, хочется еще раз подчеркнуть: настало время, когда контент-проекты должны стать «проводниками», ненавязчиво выводящими заплутавшего сетевого путника на верную дорогу. Дорогу, как всегда, осилит идущий.