Написано специально для веб-репортажа с фестиваля Интернить’2000.
Если в первый день фестиваля обсуждались, главным образом, вопросы работы информационных контент-проектов, то день второй, практически полностью, оказался посвящен инвестициям в развивающиеся интернет-компании.
Об особенностях поведения инвесторов на российском рынке высоких технологий рассуждали немало. Интернетчики из регионов как всегда ждали, что же скажут по этому поводу москвичи. Последние же не преминули поделиться собственным опытом, правда, прозвучавшие из их уст суждения, похоже, мало кого обнадежили.
Могут ли вообще российские интернет-компании надеяться на серьезные инвестиционные вливания, когда российский рынок высоких технологий никак не может выйти из зачаточного состояния? Мы здесь говорим именно о рынке как таковом, а не о самих высоких технологиях. И ответ напрашивается сам собой: безусловно, могут, только для этого нужно активнее работать на экспорт, превращая Россию из сырьевого придатка западных стран в надежного поставщика высокотехнологичных услуг. Для внутреннего же рынка перспективы весьма туманны: по ожиданиям некоторых экспертов, в ближайшие годы оплата подобных услуг внутри России будет постепенно снижаться, что неизбежно приведет большинство компаний к разорению. И кризис уже не за горами.
Самой яркой тенденцией прошедшей недели стало лавинообразное закрытие нескольких десятков интернет-проектов, проходящее под погребальный звон отчетов о убытках их более удачливых коллег. Что подтверждает отсутствие интеграции в виртуальном маркетинге основанном на чрезмерном технологическим теоретизировании, и это не смотря на то, что в основном покупки в интернете совершают «молодые и богатые» имеющие доход более $55 тыс., и их количество выросло на 40% по сравнению с прошлым годом.
Вывод один: темпы роста числа «молодых и богатых» намного ниже темпов роста интернет-магазинов, открываемых «старыми и бедными», что и приводит к спорадическому отмиранию последних.
Таким образом, актуальной для выживания российских интернет-компаний остается работа на зарубежного заказчика. Здесь и возникают основные проблемы.
Сколько не называй, например, новосибирский Академгородок «силиконовой тайгой», иностранный инвестор больше доверяет компаниям уже действующим и давно утвердившимся на мировом рынке высоких технологий.
Конечно, и российские интернет-компании постепенно втягиваются в этот рынок, однако те, кто преуспел, добились этого только за счет полной самоотдачи, выполняя работу качественно и в срок, повышая свой рейтинг в условиях постоянной борьбы за существование и жесточайшей конкуренции. Сегодня они снимают первые инвестиционные сливки.
Доказано, что стоимость инвестируемой компании определяется на основе ожиданий относительно ее стоимости в будущем. Именно поэтому никто не станет вкладывать свои деньги в начинающих, ибо инвестиции, в отличие от кредита, даются не на то, чтобы помочь кому-либо построить свое дело, а на то, чтобы получить максимальную отдачу от уже зарекомендовавшего себя бизнеса.
Как можно было понять из прозвучавших выступлений, следует вообще отказаться от иллюзий относительно добрых инвесторов, и, подобно плюшевому зайцу из известной телерекламы, «работать, работать и работать». И, конечно же, не забывать заявлять о себе, если, конечно, есть чем гордиться.
Вывод из всего вышесказанного очевиден: для того, чтобы стать объектом инвестиций, нужно построить свой серьезный бизнес самим. Необходимо просто работать, не оглядываясь на то, где ты работаешь. Вопрос, как говорится, исчерпан.
Однако вернемся к нашим баранам, вернее, к интернет-бизнесу внутри России.
Неужели все действительно так безнадежно? Вроде бы и магазины электронные плодятся как грибы, и какая-то корпоративная торговля через интернет ведется, и даже слова «е-бизнес» и «е-банкинг» перестали восприниматься как неприличные. На наш взгляд, это и есть строительство того самого «серьезного бизнеса», который в будущем и станет объектом для инвестиций, если, конечно, выживет в условиях инвестиционного голода. Пока же серьезные денежные вливания в какой бы то ни было проект воспринимаются как нечто выдающееся, и по этому поводу обычно устраиваются пресс-конференции с громкими заявлениями о «стратегическом партнерстве».
Как бы то ни было, поиск новых способов заработать деньги с помощью интернета ведется постоянно, и именно это, пожалуй, определяет сегодня интернет-строительство в России. Как заявил Антон Носик, за последний год он узнал 15 ранее неизвестных ему способов зарабатывать деньги в интернете, а если что-то приносит деньги, значит это уже бизнес, причем бизнес, имеющий инвестиционную привлекательность. То есть, даже если вложение денег в российский интернет-бизнес сегодня кому-то кажется полностью бессмысленным, деньги в него все равно будут вкладываться, а время инвестиций пройдет только тогда, когда деньги как таковые исчезнут вовсе. Стало быть, есть повод для оптимизма.
В завершение же хочется повторить мнение Михаила Калужского, исполнительного директора Новосибирского Отделения Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), который в одном из своих выступлений, говоря о проблеме инвестиций в российский интернет, привел фестиваль «Интернить» в качестве возможного примера ее решения.
Что ж, постараемся поверить оптимистичным прогнозам и будем ждать обещанного инвестиционного бума.