Глядя на унылые попытки «Мегафона» в ситуации с SMS-скандалом перевести стрелки на внешние обстоятельства, в который раз задумался о том, что об антикризисном пиаре большинство руководителей подразделений по связям с общественностью не читали даже в теории. Причем, казалось бы, рынок постоянно показывает, что в таких ситуациях неповоротливость, как и лишняя суета, затем аукается достаточно продолжительное время, а публично показанная слабость пиарщиков компании провоцирует атаки как со стороны конкурентов, так и со стороны рейдеров или силовиков.
Во время банковского кризиса 2004 года я был свидетелем и участником того, как отбивались атаки на «Альфа-Банк»: мы работали практически круглосуточно, на сайте банка ежедневно публиковались важные финансовые показатели, руководители банка были открыты прессе для комментариев, ущерб для запаниковавших клиентов, снявших деньги со своих счетов с огромной заградительной комиссией, впоследствии был компенсирован. В то же самое время «Гута-Банк», бывший главным объектом атаки во время кризиса, не проронил ни слова: на сайте не появилось ни одного пресс-релиза, форум клиентов был закрыт. Где теперь «Альфа», и где «Гута-Банк»? (Ситуация, конечно, была сложнее, но пример показательный. Здесь я рассматриваю ситуацию с «Альфа-Банком» только как PR-кейс для сравнения действий двух игроков в одинаковых обстоятельствах, а так-то довольно хорошо знаю, что «Гута» не выжила бы даже при максимальной открытости).
Или недавний случай с отключением света в «Домодедово»: в ситуации, когда люди часами сидели в темноте, вода продавалась по 500 рублей за поллитра, а вокруг царил транспортный коллапс, были виноваты кто угодно, но не владельцы аэропорта. Даже если и так, достаточно было не только винить внешние обстоятельства, но просто выйти к людям и постоянно рассказывать о том, что делается для решения ситуации, а также проводить разъяснительную работу с арендаторами и таксистами, и вызвать, наконец, хотя бы захудалый джазовый ансамбль для развлечения пассажиров. Это могло стать успешным примером работы в кризисных условиях, показало бы уверенность компании в собственных силах. А теперь, когда стало ясно, что в ситуации кризиса «Домодедово» будет замыкаться в себе, атаки на аэропорт со стороны заинтересованных структур будут только продолжаться, и поделом: слабость компании уже показана рынку, а это первый шаг к падению.